Министерство экономического развития и торговли РФ.
Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Курчаковой А.В.
В соответствии с устной договоренностью
направляю Вам краткую справку.

Краткая справка по некоторым вопросам подшипниковой промышленности РФ
и импорта подшипников, происходящих из КНР
и ввозимых на таможенную территорию РФ.

       В период приватизации подшипниковая отрасль бывшего СССР подверглась разделению на отдельные заводы, что противоречило мировому опыту (SKF, Timken и др.). Если раньше отдельные заводы специализировались на узких сегментах номенклатуры, а многие функции выполнял ВНИПП, в т.ч. функцию главного конструктора и разработчика нормативных документов, то теперь заводы начали конкурировать друг с другом, осваивая производство одних и тех же подшипников.

       В период приватизации заводы подверглись грабежу своими собственниками. Кроме того, правительство также обрекало всю промышленность на низкую рентабельность из-за своей экономической политики (в первую очередь налоговой).

       Заводы с маленьким ассортиментом не могли построить полномасштабную сеть дистрибьюции, они зачастую скорее боролись с дистрибьюторами, чем сотрудничали с ними. В основном это продолжается и сейчас, вместо того, чтобы вкладывать ограниченные деньги в производство они пытаются вложить их в торговые сети.

       Исторически в 90-е годы сложилась такая система, что управляющие (а потом владельцы контрольных пакетов) боролись с миноритарными акционерами, а потому не могли привлекать деньги акционеров на развитие (как в США), они не желали сотрудничать с мелкими фирмами в виде кооперации (как в Китае). Можно констатировать, что большинство собственников стали таковыми, потому что боролись за собственность любыми методами, но зачастую они не могут что - либо создавать или развивать. Это результат естественного отбора при приватизации.

       Что касается ввоза подшипников или подшипниковых комплектов из Китая, то этим занимаются как торговые фирмы, так и сами подшипниковые заводы.

       В журнале «Эксперт-Волга» от 27 марта – 9 апреля 2006 г. № 6 (10) рассказано об опыте Самарского подшипникового завода по сборке подшипников из китайских комплектующих. Также ввозят подшипники Китая Вологодский подшипниковый завод и др. заводы. В Самаре даже организован новый завод для такой сборки (Средневолжский подшипниковый завод).

       Торговые фирмы ввозят подшипники из Китая, иногда под брендом других фирм, не указывая реально страну происхождения:

  • Craft – якобы изготовлены в Германии, а на самом деле их продает - известный предприниматель в области подшипниковой торговли г-н Арунас из Прибалтики, продукция завозится из Китая неизвестно каким путем.
  • DPI - Индия, на самом деле - там один небольшой завод, остальную продукцию ввозят из Китая.
  • KG – Объединенные Арабские Эмираты – поставка 100 % из Китая, хотя в документах указана страна происхождения ОАЭ. В дальнейшем (примечание ЗАО Автоштамп от 04.02.2010 г.) KG построили завод в Индии.
  • ZKL – ZWL – Чехословакия - под этой реальной маркой в последние годы изготавливается очень много продукции в Китае.
  • СХ – Польша (фирма COMPLEX) – в основном Китайская продукция.

       Некоторые фирмы ввозят подшипники сначала в страны СНГ (Белоруссия), а потом в Россию. Многие фирмы ввозят через Финляндию, особенно фирмы из г. Санкт – Петербург (где особенно развит серый импорт).

       Только что закончилось действие постановления правительства о введении таможенной пошлины на шариковую группу подшипников, действующее 3 года (№ 774 от 23.12.2003 года), которое не дало возможности конкурировать с Китаем, т.к. в современном мире есть много путей обхода таких мер субъектами рынка.

       В настоящее время качество производства Российских заводов постоянно снижается, а заявки (за исключением заявок на конвейерные заводы) многие из них даже не пытаются выполнять, хотя бы на 50 % (СПЗ – Саратов, ЕПК, ВПЗ и т.д.).

       Следует также отметить, что если перейти от сравнения подшипников просто по цене к сравнению по цене покупки + цена эксплуатации, то конкуренцию подшипникам, произведенным в СНГ, составляют подшипники премиум – класса произведенных в Западной Европе, США и Японии (SKF, TIMKEN, NSK, NTN, KOYO и др.), которые почти не производятся в СНГ.

       Отечественные заводы могут быть конкурентоспособны с Китаем, если:

       1. В целом по стране должен быть решен ряд макроэкономических вопросов: демографии, коррупции, инфляции, снижение % ставок по кредитам, ограничение монополий, поощрение и развитие не только энергетического сектора, но и инновационного, создание осознанной промышленной политики, прекращение роста курса рубля, прекращение кредитования Запада и использование стабилизационного фонда для развития страны, и т.д.

       2. Будут снижены налоги - важные для промышленности: соц. налог, НДС. И в целом будет проводиться политика снижения налогов на производство за счет увеличения налогов на потребление. Введены льготы для тех, кто развивается, оказана помощь (как в Китае) при вывозе предприятий из городов, введен механизм индексации оборотных средств на сумму инфляции, упрощен порядок возврата НДС по экспорту и т.д.

       Иначе все проблемы подшипниковой промышленности обострятся при вступлении в ВТО, хотя еще недавно (5 лет назад) наши подшипники были значительно более конкурентоспособны в мире.

       3. Заводам лучше быть объединенными, как SKF, в одну корпорацию, или они должны стать центрами новых кластеров по производству подшипников в кооперации со смежными и др. мелкими и средними предприятиями по производству комплектующих. Также заводы должны пойти на реструктуризацию в соответствии с современными требованиями бизнеса, чтобы повысить эффективность.

       4. Повышать качество подшипников и перемещаться в сегмент премиум – класса.

       Если пошлина и другие меры будут введены, то целью их должно быть: поступление качественного подшипника в Россию из всех стран, а также выравнивание условий для производителей из СНГ с производителями из других стран (а не только Китая) с учетом географии и имеющихся таможенных пошлин. В этом случае таможенные ставки 30 – 70 % абсолютно неприемлемы для остальной части промышленности России (за исключением подшипниковой отрасли).

       Кроме того, надо останавливать импорт дешевых подшипников из других стран, т.к. почти все они реально китайские, а также при этом нужно остановить серый ввоз подшипников в Россию или ввоз подделок «под западные страны», особенно CRAFT.

       Одновременно надо останавливать ввоз готовых компонентов подшипников из Китая и др. стран, т.к многие заводы захотят пойти по пути Самарского подшипникового завода, и в России только собирать подшипники.

       Некоторые подшипники и целые группы производятся в др. странах СНГ (например, ролико – сферические производятся в основном в Белоруссии). Причем производятся в недостаточном количестве, а некоторые типы, вообще не производятся в СНГ (например, после закрытия подшипникового завода в г. Екатеринбурге не производятся подшипники 3608, 3610).

       Подшипники в дюймовой системе измерений, которые практически не производятся в России, также попадут под фактический запрет к импорту.

       В целом Российская подшипниковая промышленность сейчас не сможет обеспечить остальную промышленность подшипниками. Ряд заводов Ижевск – бывший ГПЗ – 13, Екатеринбург – бывший ГПЗ – 6 – закрыты, другие остались лишь на части площадок Самары - бывший ГПЗ - 4, Томск – бывший ГПЗ – 5 и др. Другие уменьшили производство в разы. В городе Москва над заводами нависает угроза «дорогой земли», также значительный урон нанесен станкостроению, как основе подшипникового производства не хватает рабочих рук и даже бензин в России на автозаправках стоит дороже, чем в Китае.

       Надеемся, что наша краткая информация поможет Вам в принятии оптимального решения, которое не будет угрожать экономике России.

С уважением,
Генеральный директор С.В. Макаров
« 28» февраля 2007 г.
ЗАО "Автоштамп" - Официальный дистрибьютор ОАО "Кордиант" на территории Саратовской области
© Copyright ЗАО "Автоштамп", 2017 год
E-mail: office@autoshtamp.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Aport Апорт Top 1000